
В нем, несомненно, есть что-то от удава. Внешне президент ЦСКА слегка напоминает спокойного мультперсонажа из «38 попугаев». Внутренне это Каа из «Маугли», гипнотический и харизматичный. А по поступкам хозяин ЦСКА – настоящий обитатель джунглей: схватит – не выпустит. В премьер-лиге есть президенты богаче, умнее, влюбленнее в футбол. Но нет более последовательных, упрямых, расчетливых и убежденных в своей правоте. У Гинера слова почти никогда не расходятся с делом, а если такое все-таки случается, он продолжает уверять окружающих, что это не так. Да и сам, кажется, верит в правильность избранного пути даже тогда, когда приглашает спорного тренера Зико, увольняет залетного Хуанде Рамоса или неприлично затягивает со строительством собственного стадиона. Несмотря на долгое присутствие в российском футболе, Гинер остается одним из самых таинственных его персонажей. О его прошлом ходят разудалые слухи, о настоящем известно только то, что он сам захотел придать гласности. А по умению уходить от острых вопросов, странным образом оставаясь при этом убедительным и насаждая свою точку зрения, равных в наших футбольных палестинах Гинеру вовсе нет. Реально крут
 2. Сулейман КЕРИМОВ, «Анжи»В бизнесе этот человек добился очень многого. С небольшим уточнением: речь идет о российском бизнесе. Закончив Дагестанский политех и женившись на дочери местного партийного функционера, Керимов начал трудовой путь простым экономистом. За 20 последующих лет он добрался до финансовых эверестов. Пережил несколько болезненных ударов по своей империи, долго лечился, обгорев в известной аварии на Лазурном берегу, выстоял, сдюжил. Президент «Анжи» всегда благоволил спорту. Сам увлекался дзюдо и гирями, затем взял под крыло российскую борьбу, активно меценатствовал. Его футбольная деятельность, однако, не вызывает однозначного одобрения. Дело не в том, что Керимов повел себя абсолютно по-катарски и начал вваливать в клуб на глиняных ногах оголтелые миллионы. Такая тактика, будь она трижды примитивной, рано или поздно принесет плоды, если будет опираться на правильный порядок действий. А вот с этим у Керимова проблемы. В его клубе трудится самый высокооплачиваемый в мире второй тренер с неясными полномочиями. Олигарх явно переплатил за бриллиант Это’О и сейчас пытается втиснуть его в тускловатую командную оправу. Он позвал Гуса Хиддинка, согласившегося за очень большие деньги вспомнить, что такое серьезная работа в клубе. Он пригласил в свой проект более чем странного хедлайнера, а через два месяца уволил его вместе с тренером Юрием Красножаном, откупившись дикой неустойкой. Наконец, он так поставил дело, что невозможно понять: в «Анжи» главнее процесс или результат. Не будь Керимов столь богат и овеян славой бизнес-хищника, он вряд ли появился бы на верхних ступенях этого рейтинга. Прежде всего, из-за кривоватой футбольной составляющей своего президентства.
3. Ольга СМОРОДСКАЯ, «Локомотив»
Число талантов президента «Локомотива» велико. В 12 лет она стала чемпионкой Москвы по лыжам. Училась музыке у Мстислава Ростроповича. Была секретарем комитета комсомола. Получила красный диплом Плехановки по специальности «Экономическая кибернетика», подкрепив это красным дипломом МГУ. Поддерживала Ельцина во время путча-91. Занималась первыми парламентскими выборами, строительством и международными связями в правительстве Москвы. Входила в руководство «Интерроса» и «ОНЭКСИМа», Росбанка и Внешторгбанка, рулила большим ЦСКА, дослужилась до подполковника. Не женщина — тайфун. Титул самого решительного президента премьер-лиги безоговорочно принадлежит ей – единственной представительнице слабого пола в верхах российского футбола. При этом Смородская вовсе не хозяйка, а лишь наемный топ-менеджер «Локомотива» – такое надо уметь. Ее напалмовые кадровые чистки, драка на штык-ножах с основателем клуба Юрием Семиным, ядерный удар по системе премиальных – все отошло на второй план в тот момент, когда из клуба был изгнан невезучий Юрий Красножан. Дело получилось громким, кровавым и не имеющим прецедентов по количеству пересудов. Монументальная Смородская сумела убедить в необходимости болезненного и непопулярного решения семерых мужчин – членов совета директоров клуба и ее же непосредственных начальников. Бормоча тихие оправдания, Красножан покинул футбольный полустанок. И жить бы этому героическому эпосу в веках, если бы президент довела скандал до логического завершения, обнародовав скрытые пружины. Однако Смородская сказал всем «ша» и свернула диспут. Публика не узнала, в чем конкретно виноват Красножан, кто подтолкнул его к нарушению должностных обязанностей и не торчат ли за всем этим уши семинских долгов. На Западе раскрутка дела была бы полной и оглушительной. У Гинера никакой огласки не случилось бы вовсе. Смородская сработала в режиме «ни два – ни полтора», подтвердив тем самым: в российском футболе она пока ученица. В пользу этой версии говорит и серия ее странных клубных назначений в первые месяцы президентства, и ползучий шепот о неприличных доходах ближайшего соратника Алексея Смертина. Однако ученица на редкость настырна и голодна до знаний. Есть основания полагать, что и в «Локо» она пришла за красным дипломом.
 4. Сергей ГАЛИЦКИЙ, «Краснодар»История уже знает одного южного футбольного президента – Ивана Саввиди. Пылкий табачный король шумнул, было дело, в Ростове, присвоил стадиону имя своих сигарет и намахался шашкой в разных направлениях. Галицкий, несмотря на южное происхождение (до того как взять фамилию жены, он был Арутюняном), – полная противоположность ростовскому греку. Про основателя крупнейшей торговой сети «Магнит» и хозяина ФК «Краснодар» за глаза говорят: чокнутый на футболе. За несколько часов до финала Лиги чемпионов-2007 в Афинах Галицкий, по слухам, послал помощников к спекулянтам (возникли сомнения в подлинности купленных ранее приглашений), но отказался от билетов по 5 тыс. евро за штуку. Не понравились места – нашел по 10 тыс. Ему же приписывают фразу: «Оставлю дочери 50 миллионов – остальное потрачу на футбол». А остальное, на всякий случай, – почти 6 миллиардов далеко не рублей. Он отправляет в твиттер сообщения с футбольных сборов, обучает в собственной футбольной академии чуть ли не тысячу детей, содержит сайт onedivision.ru, строит в Краснодаре частный стадион и крайне заботится о безупречности своей футбольной репутации. Вместе с тем Галицкий не стремится форсировать события, слегка задействовав этот метод, быть может, в болоте нижних дивизионов, откуда любому нормальному человеку хочется побыстрее выбраться. Он антипод не только Саввиди, но и Керимова, предпочитая полив собственных грядок шопингу в футбольных бутиках. Не стремящийся к публичности, далекий от московского гламура президент-купец, создает свой футбольный театр вопреки канонам нынешней российской жизни. Если не отступится, непременно примагнитит спортивную удачу
 5. Леонид ФЕДУН, «Спартак»Сын киевского военврача, замполит подмосковного батальона связи, полковник запаса, кандидат философских наук, вице-президент «Лукойла» – все это не помогло Леониду Федуну занять в нашем рейтинге место выше пятого. Ему не хватает керимовского умения сорить деньгами, гинеровской точности при заключении ключевых сделок, футбольной чокнутости Сергея Галицкого и суровой конкретики вождей из Татарстана. В собственном клубе Федун избрал роль, скорее, серого кардинала, нежели отца-командира, передоверив это амплуа другим. Ему импонирует место над схваткой и одновременно незримый контроль над мельчайшими деталями происходящего. Федун никогда не говорил, что спортивный результат для него менее важен, чем разумный баланс расходов. Однако выглядят действия спартаковского президента именно так: на первом месте прагматизм, на втором – музыка побед. Учитывая бюджетные возможности тех, с кем Федуну приходится мериться достижениями, это разумная стратегия. На все «газпромы» собственных денег не напасешься. Болельщикам от этого не легче: «Спартак» при Федуне не выиграл ни одного титула, за исключением потешного февральского Copa del Sol, вызвавшего ухмылки. В то же время нежелание Федуна гореть синим пламенем в борьбе за фанатское счастье вовсе не означает его равнодушия или безразличия к судьбе собственного футбольного детища. Построена шикарная детская академия в Сокольниках, в Тушине возводится современный 43-тысячный стадион. Возможно, после завершения работ президент-хозяйственник превратится, наконец, в охотника за кубками и титулами.
|